Каналы Санкт-Петербурга

Каналы Санкт-Петербурга

Город на Неве невероятно богат водными ресурсами. Общая протяженность всех водотоков Питера равна почти трем сотням километров, а их водная поверхность составляет 7-8 % от площади населенного пункта. Особое место в этом «влажном хозяйстве» занимают каналы Санкт-Петербурга – их такое количество, что кажется, будто их больше, чем в Германии или Голландии вместе взятых. На самом деле, это не так. Тем не менее, нужно затратить немало времени, прежде чем, ознакомиться с каждым из них. 

aviasales

Самый популярный поисковик авиабилетов
Перейти

tripster 1

Бронирование экскурсий по всему миру от местных гидов
Перейти

ostrovok 1

Бронирование отелей, хостелов и апартаментов по всему миру
Перейти

dreamsim

Симкарта для путешествий по всему миру
Перейти

alfabank 1

Специальная карта для путешествий, с повышенным кэшбеком и без комиссий
Подробнее

tripinsurance

Онлайн страхование путешественников по всему миру
Подробнее

rentalcars

Аренда автомобилей по всему миру. Выгодные предложения
Подробнее

Авиабилеты, ЖД билеты, отели, все в одном сервисе, скидки на бронирование
Подробнее

Обводный

Обводный канал
Обводный канал

Загородный до первой половины XIX века, ныне Обводный – наиболее крупный канал в Санкт-Петербурге. Он растянулся на 8 с лишним километров. Изначально предназначался для судоходства, но в наши дни изрядно обмелел, а потому по нему могут следовать только маломерные суда. Канал берет начало от Невы в районе Александро-Невской лавры и проходит до реки Екатерингофки. Рыть его начали во второй половине XVIII века по проекту инженера Карбонье, работы были продолжены в следующем столетии, и в первоначальный замысел вносились существенные корректировки. В XIX веке рядом с водоемом появилось множество промышленных предприятий. Канал служил одновременно и как источник воды, и как место для сброса стоков. К тому же его приспособили для транспортировки сырья и готовой продукции заводов и фабрик. Ныне Обводный канал пересекают полтора десятка автомобильных, 6 пешеходных и 2 железнодорожных моста.

Канал Грибоедова

Канал Грибоедова
Канал Грибоедова

Частично прорыт по руслу реки Кривуши, и до 1923 года назывался Екатерининским (назван так в честь императрицы Екатерины Великой). Берет начало от Мойки и впадает в Фонтанку. Его длина чуть больше 5 километров, ширина около 30 метров, наибольшая глубина достигает 3,5 метров. В середине XVIII века было углублено дно канала и укреплены берега, также обустроены набережные из гранита. В октябре 1923 года Екатерининский канал было решено переименовать в честь литератора и дипломата Грибоедова, проживавшего в одном из домов на набережной.

Крюков канал

Крюков канал
Крюков канал

Сначала в первой половине XVIII века был прорыт от Невы до Мойки для транспортировки небольших судов, а затем с его помощью соединили Адмиралтейский канал и Фонтанку. Получил название в честь подрядчика Семена Крюкова. При строительстве Благовещенского моста часть канала через нынешнюю площадь Труда заключили в трубу, которая, кстати, сохранилась до сего времени. С тридцатых годов XIX столетия Крюковым каналом стал называться и участок от Мойки до Фонтанки. Длина водной артерии составляет всего полтора километра, ширина – 20 метров, в глубину – 2 метра. Вместе с Адмиралтейским Крюков канал отделяет остров Новая Голландия от второго Адмиралтейского острова.

Адмиралтейский (Канал Круштейна)

Адмиралтейский (Канал Круштейна)
Адмиралтейский (Канал Круштейна)

Для укрепления Адмиралтейской крепости в XVIII веке был прорыт ров, впоследствии преобразованный в Адмиралтейский канал. Со временем он стал выполнять транспортную функцию (по нему переправляли корабельный лес) и заодно соединял Адмиралтейский ров с водами острова Новая Голландия. В XIX столетии канал значительно обмелел, а затем по замыслу императора Николая I водную нитку между Адмиралтейством и нынешней площадью Труда заключили в трубу, а на этом месте обустроили Конногвардейский бульвар. В годы советской власти именовался каналом Круштейна, в девяностые ему вернули прежнее название. Сейчас его длина составляет 440 метров, ширина – от 9 до 14 метров, глубина – от 1,5 до 2,7 метров.

Ново-Адмиралтейский

Ново-Адмиралтейский канал
Ново-Адмиралтейский канал

Этот канал несколько раз переименовывался: сначала, как только был прорыт в первой четверти XVIII столетия, он носил звание Галерный, в XIX веке его переименовали в 1-й Адмиралтейский, а с 1836-го – в Новый Адмиралтейский. Он соединяет Мойку с Большой Невой. Через канал перекинут Адмиралтейский мост, вдоль него располагаются «Адмиралтейские Верфи», бывший дом Виллие, дворец Бобринских, а также часовня храма «Спас-на-водах».

Лебяжья канавка

Лебяжья канавка
KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Лебяжий канал соединяет Неву и Мойку между Летним садом и Марсовым полем. Его рыли в течение 9 лет, в период с 1711 по 1719 год. Название связано с переселением на него лебедей с близ расположенных прудов. В пятидесятые годы прошлого столетия берега канала укрепили гранитными банкетами. На правом берегу Лебяжьей канавки располагается бывший дом Бецкого, а на левом – каменная терраса Летнего сада. Сейчас судоходство по каналу не производится. Его протяженность – 648 метров. Через Лебяжью канавку перекинуты два моста – Верхний Лебяжий и Нижний Лебяжий. Вблизи канала располагаются Летний сад и Марсово поле.

Зимняя канавка

Зимняя канавка
Зимняя канавка

Данный канал в центре Санкт-Петербурга длиной 230 метров соединяет Неву и Мойку в районе Зимнего дворца. Его прорыли в начале XVIII столетия и назвали Старый Дворцовый. Но в обиходе с самого начала называли Зимняя канавка. Примечательно, что часть набережной изначально была облицована камнем – впервые в истории города. В восьмидесятых годах того же века набережные канавки заковали в гранит и украсили железными решетками. Через канал перекинуто 3 моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный. В перестроечные годы на набережной поменяли асфальтовое покрытие на брусчатку.

Матисов

Матисов канал
Матисов канал

Расположен на юго-западе Санкт-Петербурга, в Красносельском районе. Назван в честь шкипера Христиана Матиса. Прорыт в XVIII веке на оси «Усадьбы Демидова» до впадения в Финский залив. При прорытии Дудергофского канала Матисов внедрили в его русло, завернув поток под прямым углом в восточном направлении и засыпав прежнее устье. Та же участь постигла дубляж канала во время строительства микрорайона Балтийская жемчужина. Протяженность канала – почти полтора километра, ширина – от 17 метров в истоке до 220 в устье, глубина – около полутора метров.

Бумажный

Бумажный канал
Бумажный канал

Прорыт в хозяйственных целях во второй половине XVIII века от реки Екатерингофки до Таракановки. Название получил благодаря вблизи расположенного предприятия – бумагопрядильной фабрики. Длина водной артерии чуть более 1 километра, ширина – около 10 метров, глубина не превышает 1 метра. В летний период нередко пересыхает, вода загрязнена промышленными стоками. Через канал перекинуты Сутугин и Бумажный мосты.

Кронверкский

Кронверкский канал
Кронверкский канал

Относится к числу каналов, сохранившихся частично. В свое время протекал вдоль Кронштадтской крепости, беря начало и закачиваясь в Финском заливе. Прорыть ров, наполненный водой вокруг крепости, еще задумал царь Петр I. Работы по царскому проекту длились с 1710-го по 1732-й, вплоть до наводнения, разрушившим плотину и все постройки. В дальнейшем все действия строителей сводились к устранению повреждений. О канале забыли до следующего наводнения в 1824 году. Последствия стихийного бедствия ликвидировали за два года, тогда и началось рытье Кронверкского канала, которое продолжались до 1848 года. Строительство Купеческой и Каботажной гаваней, а также Цитадельской дороги урезало его протяженность. Сейчас канал представляет собой цепочку из нескольких водоемов длиной до 2 километров, но есть планы его восстановить в первоначальном виде.

Морской

Морской канал
Морской канал

Этот искусственный фарватер начали проводить в XIX веке в Невской губе от Большой Невы до острова Котлин. Предназначался для прохода судов с осадкой до 10-11 метров в морской порт Петербурга и ради сокращения транспортных расходов. На берегу канала находится самый высокий маяк в Российской Федерации высотой 73 метра. Проект канала утвердил царь Александр II, а воплощал его подрядчик Путилов с коллегами. Земляные работы стартовали в 1877 году, первая очередь канала сдана в эксплуатацию в 1882-м, а окончательного завершения строительства дождались в 1885-м. В работах активно использовались землечерпальные машины. Сейчас это судоходный водоем, движение по нему регулируется диспетчерами управления движением судов.

Шкиперский канал

Шкиперский канал
Шкиперский канал

Связывает Галерную гавань с Невской губой, а проложен был в период с 1721-го по 1723-й год в западной части Васильевского острова. Канал так решили назвать в честь находящейся в то время поблизости слободы шкиперов. Сначала его молы облицевали известняком, спустя три десятилетия сторожевые башни у выхода канала в Невскую губу перестроили в камне. В начале нового столетия нижний ярус канала отделали гранитом, спуски оставили известняковыми. Сейчас идет реконструкция набережной канала. Длина Шкиперского канала составляет 450 метров, ширина – около 30.

Пороховой канал

Это водоем организовали по инициативе Петра Великого для подачи воды от Охты к пороховым заводам, занимавшимся, разумеется, производством пороха, взрывчатых веществ. Помимо промышленного предприятия здесь располагалась научная лаборатория, наработки которой спустя столетия сумели применить в области ракетостроения. Ныне канал не используется по своему прямому предназначению, поскольку минимально обмелел.

Гребной канал

Гребной канал
Гребной канал

Спортивное сооружение на Крестовском острове соорудили в русле реки Винновка, работы начались перед самой войной с немецкими захватчиками и были прерваны с началом боевых действий. В середине шестидесятых постройка возобновилась, но его длина была сокращена. В двухтысячных в западной части канала построили базу для гребцов, а по северному берегу проходит набережная Гребного канала.

Волковский (Волков)

Волковский канал
Волковский канал

Канал, который стал частью реки Волковки. Прорыт в районе Купчино вдоль линии Витебской железной дороги в шестидесятых годах прошлого века. Длина его составляет 6 с половиной километров, ширина колеблется в разных местах от 1 метра до 3. На протяжении всего русла канал на отдельных участках убран в трубы.

Дудергофский

Дудергофский канал
Дудергофский канал

Прорыт в Красносельском районе города в семидесятых годах предыдущего столетия. Перед впадением в залив впадает в Матисов канал. В нижней своей части пригоден для судоходства. Через канал перекинуто 6 мостов.  

Ну и напоследок перечислим те каналы Санкт-Петербурга, которые по разным причинам перестали существовать (по большей части были засыпаны): Введенский, Красный, Лиговский, Масляный, Сальнобуянский, Шкиперский проток.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Godsplanet
Добавить комментарий